Томск заселялся тремя путями. Сюда ссылали людей "на службу", "на пашню", "на посад".
Первопроходцы, завоеватели и мирные переселенцы принесли в Сибирь русскую культуру, которая сразу же смешалась с культурой местного населения: происходило взаимопроникновение культур, хотя влияние русской было явное.
За Ермаком - все остальное, вплоть до "столыпинских реформ" (Переселение крестьян в Сибирь, которое происходило после указа правительства от 19 сентября 1906 года. Если в 1896 году число переселенцев в этом регионе достигало 186 тысяч душ, то в 1909-м эта цифра увеличилась почти до 3 миллионов. Почти 90 процентов из них осели на земле), до государственного переселения русских крестьян из центральных российских губерний, с Украины и из Белоруссии на свободные сибирские земли.
Не единожды новоселов приходилось откладывать плотничий топор и браться за оружие. Не раз воинственные степняки обращали в пепел их дома и зароды сена, копытами коней топтали их посевы. И все-таки побеждал строитель, а не воитель, побеждала двужильность русского работного человека, миролюбие его и уживчивость.
Лютой злобой встречали русичей.
Томский город срубив, россияне будто клин вбили в самый узел степных кровавых распрей.
С юго-востока к Томскому городу прилегла земля воинственных кыргызов - до самого Енисея, пестрели их юрты и паслись бесчисленные стада. Борьба за пастбище и кыштымов (данников) раздирала это лоскутное одеяло степных княжеств на куски.
Сразу за томскими засеками, за порубежными притомскими землицами с юга начинались кочёвка диких чатских племен. Еще южнее кочевали "орды многие" белых и черных калмыков. Телеуты кочевали в бассейне средней Оби. Джунгары - западные монголы кочевали в степях Южной Сибири.
А едва город был построен, к следующей же весне прибыли сюда первые пашенные крестьяне. На ближних землях, была разработана первая пашня. Вокруг Томска появились села и деревни.
В 1603 году в Москве побывал зуштинский князец Тоян, он просил царя Бориса Годунова построить в его вотчине на Томи город для защиты его народа от разорительных набегов более могущественных джунгар, белых и черных калмыков, енисейских киргизов и других. Первое, чем поинтересовался царь, был вопрос о наличии в Тояновой вотчине земель, пригодных для пашни. И когда на следующий год для возведения Томска были направлены стрельцы и казаки во главе с Гаврилой Писемским и Василием Тырковым, на их судах, кроме всех прочих грузов и запасов, было семенное зерно.
Правильно оценив сложившуюся политическую обстановку князь Тоян проявил благоразумие и дальнозоркость и решил связать судьбу своего племени с русскими, с Москвой. В это время русским царем был Борис Федорович Годунов (1598-1605 гг.).
Племя эуштинцев насчитывало до 300 человек воинов. Владения эуштинского князя Тояна простирались верст на 20 в длину и на 10 в ширину вдоль реки Томи. Главная зимняя стоянка эуштинцев - ныне "Городок".
Устье Томи занимало племя князя Иваги, место при впадении реки Ушайки в Томь занимало племя эушта возглавляемое князцом Тояном, к югу от эуштинцев были расположены владения князца Басандая. С севера двигались русские, с юга на эти земли нападали "степняки" - киргизы (хакасы). Между местными татарскими племенами шли частные междоусобные войны.
В 1598 году трехдневным непрерывным колокольным звоном Москва праздновала окончательное присоединение Сибири к России.
Из истории строительства Томска.
Материалы фонда музея истории ТГАСУ.
МУЗЕЙ ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА
Экскурсии музея
Томский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
Музей. Томский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
Комментариев нет:
Отправить комментарий